Последние данные WorldSteel свидетельствуют, практически, об удвоении выплавки стали в мире за последние 15 лет. Так, в 2000 году мировое ее производство составило 850,2 млн. тонн, тогда как в 2014-м оно перевалило за 1,6 млрд. тонн. Давайте посмотрим на Top-10 стран – производителей стали по итогам 2014 года и попытаемся понять, что вызвало такой рост производства и потребления черных металлов в мире и чего стоит ожидать в следующие 5-10-15 лет.
Если мы посмотрим вокруг себя, то поймем, что вокруг нас за последние 15 лет если и стало больше стали, то уж никак не вдвое. Может быть, это только в России за этот период промышленность и строительство не преуспели настолько, чтобы удвоить потребление черных металлов? Может быть, например, в США или Европе картина принципиально иная? А может быть Япония или Южная Корея построили какие-то стальные чудеса света, обеспечив огромный рост потребления сталей? Да, есть разные оригинальные проекты с широким использованием металлопроката, да, стало больше автомобилей и поездов, бытовой техники, но опять явно не вдвое.
Некоторые корабли, отслужив верой и правдой десятки лет и окупив себя по нескольку раз, просто валяются по бухтам и ржавеют.
А немцы, например, сдают корабли на металлолом со сроком службы менее 15-лет. В этом случае государство для строительства новых судов выделяет льготные кредиты и практически субсидирует судоходные компании. Главный критерий здесь – строительство нового судна на отечественных верфях.
Безвозмездного использования железнодорожной инфраструктуры больше не будет – для этого предполагается законодательно закрепить начисление платы за занятие магистральной инфраструктуры. Соответствующие поправки намечено внести в Устав железнодорожного транспорта РФ и федеральный закон «О железнодорожном транспорте в РФ». Законопроект принят Госдумой во втором чтении.
Как говорится в пояснительной записке к нормативному акту, это необходимо для «совершенствования рыночных механизмов на железнодорожном транспорте». В частности, внесение подобных поправок в Устав железнодорожного транспорта РФ было предусмотрено еще Планом мероприятий по реализации Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте на 2006–2010 гг., утвержденным распоряжением правительства РФ № 1094-р от 10.08.2006 г.
Ограниченность номенклатуры и невысокое качество отделки поверхности остаются ахиллесовой пятой отечественных производителей плоского проката из нержавеющей стали. Согласно экспертной оценке Ассоциации «Спецсталь», доля иностранной продукции в общем объеме потребления нержавеющей стали в России в период с января по сентябрь 2014 года выросла до 66,4%. Доля отечественной продукции снизилась до 33,6%.