Они останавливают заводы и сокращают персонал

Российское железнодорожное машиностроение оказалось в жестком кризисе, следует из материалов Минпромторга. Почти все участники отрасли резко сокращают или останавливают производство и готовят массовые увольнения. Предложения по смягчению ситуации не выглядят реалистичными — ничего большего, чем идеи прямого принуждения ОАО РЖД и частных компаний к закупкам вагонов, чиновники пока придумать не смогли.

Как стало известно “Ъ”, на очередном совещании по ситуации на рынке труда, которое прошло в Минтруде 6 февраля (см. стр. 2), обсуждалась ситуация в железнодорожном машиностроении. “Ъ” удалось ознакомиться с материалами Минпромторга: по его данным, почти все участники отрасли приостанавливают, сокращают или закрывают производство. Тенденция к спаду рынка подвижного состава наблюдалась еще в 2014 году (производство сократилось на 15,3%, численность сотрудников снизилась на 6,7%, до 225,9 тыс. человек). Но теперь проблемы выглядят гораздо более серьезными.

Так, Алтайвагонзавод (входит в “Сибирский деловой союз”) еще в октябре 2014 года перевел своих сотрудников на четырехдневную рабочую неделю, а “Рузхиммаш” (входит в “Русские машины”) планирует это сделать с 1 апреля. В целом заводы собираются сократить в этом году 34% (2,7 тыс. человек) и 31% (1 тыс. человек) персонала соответственно, поскольку до сих пор не имеют заказов, а по стресс-сценарию Минпромторга выпустят в этом году только по 500-700 вагонов (мощности каждого — 9-9,7 тыс.). При сохранении текущей ситуации они уже в марте могут остановиться. Управляющий директор “РМ Рейл Рузхиммаш” Валерий Ларин, впрочем, рассчитывает выпустить в 2015 году 3,5-6 тыс. вагонов, параллельно реализовав программу погашения долгов перед сотрудниками, бюджетом и поставщиками (по данным “Ъ”, часть сотрудников завода не получали зарплату с ноября 2014 года, а недавно судебные приставы Мордовии арестовали 173 млн руб. за задолженность перед банками, контрагентами и пенсионным фондом).

С января стоит “Промтрактор-Вагон”. Сократить персонал или отправить часть сотрудников в вынужденный отпуск планируют крупнейший в отрасли Уралвагонзавод (УВЗ; с 4 февраля в отпуск отправлено несколько тысяч человек; по стресс-сценарию выпустит в 2015 году 7 тыс. вагонов при мощности более 25 тыс.), Орский вагонный завод (введено внешнее наблюдение), Барнаульский и Рославльский вагоноремонтные заводы. Подконтрольный УВЗ ООО “ЧТЗ-Уралтрак” (тракторы, двигатели, запчасти) до мая планирует сократить 81,8% персонала (6,14 тыс. человек).

Столь же сложная ситуация в секторе пассажирских вагонов: с 9 февраля встали Тверской вагоностроительный и Демиховский машиностроительный заводы, на 30% недозагружен ряд цехов “Метровагонмаша” (все три входят в “Трансмашхолдинг”). Неизвестно лишь о сокращениях на Тихвинском вагоностроительном заводе Александра Несиса (планирует выпустить в 2015 году 5-14 тыс. вагонов).

Не лучше ситуация и у производителей локомотивов (основной — “Трансмашхолдинг”, который к лету планирует сократить 20% персонала). Их единственным заказчиком является ОАО РЖД, но монополия до сих пор не заключила контракты, поскольку предназначенные на это 100 млрд руб. из ФНБ Минфин направил на выкуп ОФЗ. Кроме того, ОАО РЖД планировало сократить объем заказов в этом году в 1,5 раза, до 467 локомотивов. В результате производители один за другим останавливают производство (см. “Ъ” от 30 января). Но здесь ситуация может улучшиться. По данным Минпромторга, премьер Дмитрий Медведев еще 29 января поручил ускорить перечисление средств ФНБ, само министерство просило зафиксировать этот пункт в протоколе пятничного совещания, сделав ответственным Минфин и поставив срок до 10 февраля, чтобы уже к 15 февраля ОАО РЖД могло заключить контракты. Пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова переадресовала вопрос “Ъ” первому вице-премьеру Игорю Шувалову, но в его аппарате разъяснений не дали. В ОАО РЖД заявили, что им ничего об этом не известно.

Минпромторг планировал предложить несколько мер для стабилизации ситуации, например обязать ОАО РЖД и его дочернюю Федеральную пассажирскую компанию закупить не менее 300 плацкартных вагонов, запретить продление ресурса грузовых вагонов и крупного вагонного литья. Но вошли ли эти пункты в протокол совещания, выяснить не удалось. Спроса на вагоны среди частных компаний нет и не предвидится, говорит глава “Infoline-Аналитики” Михаил Бурмистров. По его мнению, единственный перспективный сегмент — инновационные вагоны, но их выпускают только УВЗ и Тихвинский завод.

По данным: Коммерсант

Комментариев: 0

Прокомментировать

Поля отмеченные * обязательны к заполнению